Сообразно тому, требуется ли перескочить препятствие или нет, различают: „прыжок через препятствия" и „воздушные прыжки".
По роду препятствий они разделяются на:
1) Высокий прыжок (прыжок через барьер).
2) Широкий прыжок (прыжок через ров, канаву).
3) Широкий и высокий прыжок (прыжок одновременно через канаву и через барьер).
4) Прыжок с остановкой (ирландский банкет).
Воздушные прыжки суть частью учебные, частью естественные.
Сомневаться в необходимости изучения механизма движений для всякого всадника вообще, а кавалериста в особенности, нельзя.
Сидя на коне, необходимо, хотя-бы приблизительно, знать, что совершается им во время прыжка, и не для того, чтобы помочь животному, чтобы заставить его сделать то или иное движение, наиболee соответствующее данному моменту, но чтобы не помешать ему, чтобы не требовать от него того движения или аллюра, при котором не может быть в полной мере сохранено равновесие, чтобы преждевременно не
истощить себя и лошадь, напрасно насилуя, напрягая, а стало быть и расточая её силы и энергию.
Повторяем, прыжок есть совершенно специальное гимнастическое упражнение, требующее сохранения наивысшего равновесия, без чего помешать лошади очень легко и тем всегда рисковать преждевременно ее утомить, а нередко, при неправильном повороте на скаку, уронить и самому очутиться под ней.
Любопытно, что, несмотря на всю очевидность необходимости подробного изучения движений лошади, находятся еще люди, высказывающее сомнете в этом и утверждающее, что добытые с таким трудом теоретически данные не имеют будто-бы практического значения. Чтобы казаться убедительными, господа эти вооружаются примерами, утверждая, что офицеры доброго старого времени понятия не имели о новейших теориях, а между тем ездили не хуже современных офицеров...
Такая аргументация слишком слаба, чтобы требовалось ее опровергнуть.
Прыгать может всякая хорошо сложенная лошадь, способная галопировать, так как прыжок и галоп, как движения, весьма схожи.
Первый темп легко определить упиранием на землю задней левой ногой.Второй темп обусловливается тем, что передняя левая нога и задняя правая стоят на земле, и, наконец, третий темп определяется упиранием на одну правую переднюю ногу, непосредственно после чего наступает момент, когда одна левая задняя опускается к землe. Таким образом, при так называемом классическом галопе, броски состоят из трех темпов, при чем до начала каждого из них все четыре ноги лошади находятся на воздухе.
При галопе с левой ноги удары копыт о землю происходят, разумеется, в обратном порядке.
Сравнивая два галопа с левой ноги при положении второго темпа, мы видим, как в виду препятствия сильно напрягается бабка, как левая передняя нога помогает прыжку, тогда как правая задняя быстро отталкивается от земли, чтобы подогнуться
Тут приводим прыжки опытной и неопытной лошади, предлагая читателю обратить внимание на различие положений ног. под корпус и предоставить левой задней оттолкнуться в свою очередь, чтобы решительным толчком подбросить на воздух весь корпус.
С этого момента прекращается галоп и начинается первая подготовительная фаза прыжка.
Но в самый момент прыжка лошадь иначе чем на галопе распределяет положение своих ног. Подойдя к самому препятствию, она стремится подняться при посредстве переда, то есть, упирается на переднюю левую ногу, которая, поднимаясь, значительно напрягается. Передняя правая, чтобы облегчить поднятие корпуса и этим благоприятствовать прыжку, высоко подгибается. Левая задняя отделяется от своей диагональной ноги, соединяется с правой задней, чтобы вместе с ней подняться к брюху и затем одновременно решительно ударить о землю.
Итак, перед лошади поднимается на той ноге, на которой лошадь галопировала, и весь процесс прыжка всегда одинаков; разница лишь в силe выполнения, зависящей от темперамента животного и степени его опытности.
Опытная лошадь развивает больше энергии и увлечения, в особенности при той фазе прыжка, когда перед отделяется от земли, чтобы растянуться над препятствием, причем шея её вытягивается, с целью облегчить подъем переда. Одновременно с этим лошадь поднимает задние ноги под себя, чтобы приготовиться к энергичному толчку о землю.
Менее - же опытная лошадь не совсем уверена, что следует сделать со своей шеей, поднимает голову не так высоко, равно как и задние ноги; отсюда мускулы, долженствующие перебросить весь корпус через препятствие, не так напрягаются.
Как вполне доказано, корпус лошади качается вокруг центра тяжести, после чего животное вступает в период, если можно так выразиться — подвисания, во время которого корпус обеих лошадей вытянут горизонтально над препятствием, но однако, угол, образуемый задними ногами опытной лошади, больше, чем у неопытной.