Красивейшая из пород английских тяжеловозов уходит корнями в средневековье к боевой лошади, называвшейся "Великой лошадью", позднее переименованной в английскую вороную.

Она была выведена путем скрещивания фландрских и фризских лошадей с местными животными с целью получить сначала боевую, а затем фермерскую и универсальную упряжную лошадь.

Добавление к названию породы слова "вороная" приписывается Оливеру Кромвелю, и, возможно, первоначально этим словом обозначали импортированных фризов всегда вороной масти.

Основными районами разведения английской вороной стали графство Фен и центральные графства Лейцестершир, Линкольншир, Дербишир и Стаффордшир, откуда и пошло название породы. Поначалу порода имела местные разновидности, уроженцы Фена были крупнее, тяжелее и несколько грубее тех, кто родом из "широв". В Дербишире и Лейцестершире разводили преимущественно вороных, в то время как в Стаффордшире лошади были в основном бурой масти.

Официальный статус был придан породе лишь в конце девятнадцатого века, когда была издана первая племенная книга. В 1878 году было организовано племенное общество, получившее название Общество старых английских ломовых лошадей. В 1884 году название было изменено на Общество по разведению шайров, под которым оно известно до сих пор.

Вслед за образованием племенного общества шайры начали одерживать успех за успехом, выступая на ведущих сельскохозяйственных выставках и притягивая взоры иностранных покупателей. Достаточно быстро шайров начали экспортировать в такие далекие страны, как Северная и Южная Америки, Россия и Австралия. Они также стали неотъемлемой частью жизни Великобритании.

Такие качества, как сила, неутомимость, здоровье и добрый нрав, сделали этих покладистых гигантов незаменимыми при вспашке земли, валке леса, в упряжках фермерских фургонов, вагонов конки, телег пивоваров и угольщиков.

Невзирая на обычные последствия механизации, 1960-е годы стали началом возрождения этих удивительных лошадей, которых снова можно увидеть на ярмарках, за плугом, а чаще всего с грузом пивных бочек на коротких городских маршрутах.
Интересные факты

Одним из первых зафиксированных в истории родоначальников породы шайров был Пэкингтон Блайнд. Свое имя он получил от деревни Пэкингтон, в которой жил с 1755 по 1770 год. Эта лошадь и приписываемые ей потомки оказали значительное влияние на породу в период формирования.

Описание породы

Высота

Жеребцы 168-178 см. Кобылы 163-173 см.

Масть

Вороная, бурая, гнедая или серая.

Экстерьер

Сухая (не слишком большая и не слишком маленькая) голова,слегка горбатый нос, большие выпуклые глаза с послушным выражением и длинные, острые чуткие уши; довольно длинная слегка выгнутая шея; длинные косо поставленные плечи, достаточно широкие, чтобы поддерживать хомут; короткая сильная мускулистая спина, широкая грудь и широкий наклонный мясистый круп с низко опущенными бедрами; гладкие твердые ноги с объемом костей 28-30 см и широкими, глубокими, плоскими сухожилиями, поставленными под оптимальным для тяги углом; прямые шелковистые перья; глубокие твердые копыта с толстыми стенками и открытыми венчиками.
Примечания
Горбатый нос, длинные острые уши, большие глаза и послушный вид типичны для шайров, этих "добродушных гигантов". Великолепные шайры произошли от средневековой боевой породы, которую называли "Великой лошадью". Их вес превышает тонну. Запряженные в тележки пивоваров шайры очень популярны на многих британских животноводческих и сельскохозяйственных выставках. Некоторых из них все еще используют на коротких маршрутах в черте больших городов, где они обходятся дешевле, чем автомобиль.

По материалам: книга "Лошади и уход за ними", © БЕЛФАКС
http://s48.radikal.ru/i119/0811/87/f0f4c3ce035a.jpg